Связаться с нами

Правила безопасной эксплуатации строп

Работа с грузоподъемным оборудованием несет в себе потенциальную опасность, как для имущества, так и для жизни и здоровья самих рабочих. Чтобы избежать различных непредвиденных ситуаций, следует придерживаться правил безопасной эксплуатации грузовых стропов. Обо всех нюансах работы с такими принадлежностями мы и поговорим сейчас.

Безопасное использование строп

Контроль состояния строп

Прежде всего, инструкция по безопасной эксплуатации стропов предполагает проведение систематических проверок и осмотров оснастки. Регулярный осмотр позволит существенно сократить вероятность обрыва устройства во время поднятия различных тяжестей.

Стоит отметить:
Период таких проверок не должен превышать 5 или 10 дней (зависит от особенностей эксплуатации конкретного приспособления)

Полученные после осмотра стропов результаты регулярно заносят в учетный журнал с целью контроля над состоянием оснастки.

Особенности ремонта строп

Ремонтом подобных приспособлений могут заниматься только специализированные компании, у которых есть необходимые разрешения (важно ознакомиться с сертификатами перед началом сотрудничества с определенной фирмой, чтобы избежать непредвиденных ситуаций).  Материалы, которые применяют для ремонта строп, должны соответствовать действующим руководящим документам.

Согласно правилам эксплуатации стропов, после проведения ремонтных работ, компания, которая занималась подобной деятельностью, должна провести техническое освидетельствование оснастки.

Во время такой проверки стропы подвергаются не только внешнему осмотру. Кроме того, проводится испытание нагрузкой, что в 1,25 раза превышает номинальную грузоподъемность приспособления. Испытание проходит исключительно на стенде.

Стоит отметить:
Если стропы после изготовления проходили приемосдаточные испытания на фирме-производителе, то их не надо подвергать первичному техническому освидетельствованию.

Порядок браковки канатов и цепей

Прежде всего, такие элементы должны соответствовать действующим ГОСТам. Канаты и цепи без сертификата не допускаются к эксплуатации. Кроме того, нельзя использовать:

1. канатные стропы:

  • когда диаметр наружной проволоки троса износился на 40 и более процентов;
  • при выдавливании наружу сердечника;
  • во время обрыва пряди каната.

2. цепные стропы:

  • если длина отдельных ветвей отличается более чем на 15 мм;
  • когда конкретное звено цепи увеличилось или уменьшилось на 5 и более процентов от начального размера;
  • во время механического или любого другого воздействия диаметр сечения звеньев уменьшился на 8 и более процентов;
  • если отсутствуют предохранительные замки на крюках.

Более подробно о браковке текстильных строп вы можете почитать в этой статье.

Браковка крепежных элементов

Кольца, петли и крюки не допускаются к эксплуатации в таких случаях:

  • на крепежных элементах есть трещины;
  • поверхность элементов износилась или есть местные вмятины, что уменьшают поперечное сечение на 10 %;
  • механические повреждения привели к деформации на 5 и более процентов;
Стоит отметить:
К работе не допускаются не только устройства, что имеют видимые деформации. Кроме того стропы нельзя использоваться при отсутствии маркировочной бирки, или же тогда, когда информацию, указанную на бирке, нельзя прочесть.

Правила строповки и эксплуатации стропов

Кроме регулярного осмотра снастей, важно знать и применять на практике правила строповки и перемещения грузов. В результате, это существенно увеличит эффективность работ, а также поможет избежать травм и повреждения материальных ценностей. Основные правила строповки предполагают:

  • для работы с конкретными грузами подходят только стропы, что соответствуют массе и характеру объекта;
  • общие правила строповки предполагают, чтобы угол между ветвями был не более 90 градусов, что следует учитывать при креплении груза (за исключением конкретных схем);
  • если на конкретный груз не разработана схема строповки, руководящее погрузочно-разгрузочными работами лицо должно присутствовать во время поднятия тяжести;
  • нельзя поднимать грузы, масса которых неизвестна;
  • не допускаются узлы и перекручивания при обвязке грузов;
  • при работе с петлевыми стропами (независимо от количества петель) важно, чтобы груз был снабжен элементами, которые предупреждают его продольное смещение;
  • правила строповки грузов не допускают перемещение объектов в том случае, если звенья цепных стропов изгибаются на ребрах грузов;
  • крюки должны смотреть от центра груза;
  • если в многоветвевом стропе используются не все концы, их необходимо тщательно закрепить, чтобы они не зацепились во время транспортировки груза.

Правила безопасности при строповке грузов с помощью канатных строп

Основные правила строповки грузов при помощи подобных снастей предполагают следующее:

  • при работе с грузами, у которых есть острые края, важно использовать между снастями и грузами специальные подкладки. В качестве подкладки подходят различные материалы, включая дерево, резину, металл и пр.;
  • если поднимают груз с небольшим радиусом закругления (до 2,5 диаметров каната), необходимо снизить нагрузку на ветвь стропа;
  • страховка груза методом затягивания петель предполагает уменьшение запаса грузоподъемности на 20 %.

Правила строповки длинномерных грузов

Основные правила для строповки грузов

При работе с длинноразмерными объектами (более 2 метров) нужно учитывать центр тяжести груза.Важно подводить стропы под груз таким образом, чтобы исключить возможность выскальзывания последнего при перемещении. Чтобы обеспечить устойчивость, необходимо проводить обвязку в нескольких местах. Согласно правилам строповки труб, бревен, столбов и т. д. методом обвязки, ветви стропов необходимо разместить на расстоянии, которое равно 1/4 длины элемента от его краев.

Правила строповки грузов длинных размеров

Если груз меньше 2 м, тогда допускается проводить строповку объекта «в обхват» в одном месте.

Важно помнить, что нарушение правил строповки грузов может привести к ряду негативных ситуаций.  Нельзя небрежно относиться к подобным инструкциям, ведь любая небрежность чревата последствиями. Таким образом, важно знать и придерживаться правил строповки грузов по ГОСТу, а также использовать качественное и надежное оборудование от проверенных производителей. Такое сочетание позволит в разы сократить различные непредвиденные ситуации во время проведения погрузочно- разгрузочных работ.